Главные зарубежные романы XXI века: "Поправки" Джонатана Франзена

17 мая 2021
ИЗДАНИЕ
АВТОР
Наталья Ломыкина

Между Добром и Злом в универсальной системе координат неизменно располагается Жизнь. Контурная карта литературы ХХI века устроена так же, и, если принять за полярные векторы "Поттериану" и "Благоволительниц", между ними окажется большой роман о том, как устроена жизнь обычного человека нашего времени. Если бы речь шла о веке девятнадцатом, это был бы роман Диккенса или Толстого, а сейчас это место занимают, конечно, "Поправки" Джонатана Франзена.

Сила Франзена в том, что он сумел на примере одной, не слишком большой семьи показать кризис американского общества и даже наметить варианты выхода из него. Роман вышел в 2001 году, быстро стал бестселлером, получил Национальную книжную премию Америки и уже переведен на 35 языков.

Рассказанная с иронией и сочувствием история семьи Ламбертов — пожилой супружеской пары, дотошной Инид и начинающего страдать от деменции Альфреда, и их взрослых детей — оказалась глубоко универсальной. Любовь и забота, которые идут рука об руку с настойчивой опекой и раздражением; стремление друг к другу и отчуждение, неизбежно сопровождающее сперва взросление одних, потом старение других; многочисленные семейные секреты, которые часто оказываются секретами полишинеля; постоянное разочарование от осознания того, что жизнь никогда не складывается так, как мечталось.

Все это — на фоне внешне благополучной Америки девяностых с общим, противно зудящим где-то внутри ощущением тревоги и перемен. Роман Франзена вышел через две недели после теракта 11 сентября — и читатели уже знали, как на самом деле сдетонировало это внутреннее напряжение. "Поправки", несмотря на внушительный объем, обсуждались по всей Америке и за океаном и создали Джонатану Франзену репутацию "беспощадного хирурга от литературы", который "с анатомической точностью показывает слабости и пороки человека".

Справедливости ради надо подчеркнуть, что раньше Франзена Большие Художественные Романы о Жизни Обычных Людей блистательно писала (и, к счастью, продолжает писать) обладательница Пулитцеровской премии Энн Тайлер. Ее "Обед в ресторане „Тоска по дому“", "Случайный турист", "Катушка синих ниток" или "Уроки дыхания" о тех же важных универсальных вещах, что и "Поправки". Внимательно, с сочувствием, иронией и пониманием наблюдая за несколькими поколениями одной семьи, Тайлер фиксирует то, что определяет наши отношения и в конечном итоге определяет нас в сегодняшней жизни. Другое дело, что Франзен, как человек более молодой и, вероятно, более вовлеченный в общественную жизнь, куда детальнее и подробнее, чем затворница Тайлер, описывает социальный контекст, — и это придает роману более объемное звучание.

Джонатан Франзен в "Поправках" придал новый импульс большому американскому роману, заменив эпос об исполнении героем великой мечты на историю жизни заурядных людей в сложившихся обстоятельствах.

Джонатан Франзен в "Поправках" придал новый импульс большому американскому роману, заменив эпос об исполнении героем великой мечты на историю жизни заурядных людей в сложившихся обстоятельствах. И нужно быть действительно большим писателем и хорошо понимать людей, чтобы сотни тысяч человек в 35 странах мира захотели такой роман прочесть. За Франзеном последовали Ричард Руссо с "Эмпайр Фоллз", Филипп Майер с "Американской ржавчиной" и другие, но, как справедливо отмечает критик Лиза Биргер, "сегодня никто, включая самого Франзена, не сомневается, что он играет важнейшую роль в американской литературе. И автор иронически вкладывает похвалу самому себе в уста профессора английской литературы, рассуждающего о Джонатане Сафране Фоере: „Столько Джонатанов. Просто чума эти Джонатаны в литературе. Когда читаешь ‚Нью-Йорк таймс бук ревью‘, может показаться, что это самое распространенное мужское имя в Америке. Синоним таланта, величия. Синоним честолюбия, энергии“".