Пресса

Среди лучших книг недели — "Молодой Сталин" Монтефиоре

Игорь Гулин Коммерсант Игорь Гулин
Популярный британский автор Саймон Себаг Монтефиоре работает на перекрестке вполне серьезной истории и легковесной журналистики. Особенно он интересуется Россией.У нас уже выходили в переводе его "Потемкин" и "Сталин. Двор красного монарха". Продолжением или точнее приквелом последней книги и является "Молодой Сталин" — попытка понять, кем был Иосиф Джугашвили до того, как стал вождем, тираном, монстром. Список банальных определений вроде бы лишний, но сам Монтефиоре их не чуждается. В его книге нет никакого ревизионизма, оправдания — и это хорошо на фоне заигрываний со сталинизмом в российском официозном дискурсе. Но, в общем, нет и попытки нового взгляда на Сталина, анализа идеологии. Монтефиоре волнует биография. Точнее такой вопрос: начиная с Троцкого обличители описывали Сталина как посредственность, ненароком добившуюся всемогущества. Английский историк полагает, что тут есть парадокс: ничтожество не может превратиться в гиганта. Этому кошмару он противопоставляет гораздо более традиционную модель: ищет в биографии провинциального хулигана, семинариста, поэта, подпольщика, террориста корни будущего величия и ужаса. В результате получается вполне увлекательная, складно рассказанная история с кучей малоизвестных фактов и легким скандальным, сплетническим оттенком. К фактам, впрочем, стоит относиться с осторожностью — профессиональные историки часто упрекают Монтефиоре в слишком вольном с ними обращении. Для русского читателя его книжка, начинающаяся с известного ограбления в Тифлисе, может ненароком оказаться напоминанием о другом, несозданном произведении — так и не снятом фильме Алексея Балабанова о революционно-бандитских годах будущего Сталина.

ЗДЕСЬ УПОМЯНУТО