Надо понимать

04 ноября 2018
ИЗДАНИЕ
АВТОР
Стас Жицкий

Алла Хемлин, которая, как выяснилось, писала романы вместе с покойной своей сестрой Маргаритой, но их почему-то не подписывала, написала роман без сестры, но совершенно в том же духе: ситуация культурно-речевого то ли сдвига/сбоя, то ли, наоборот, симбиоза, принципиальное невыныривание автора из мутного мира своего героя (как правило, трагического, но неприятного), полное отсутствие отстранения и оценки — все оно осталось и в этой истории. Которая традиционно написана от первого лица и начинается в Чернигове во время Холокоста и заканчивается там же в начале 1960-х: еврейская девушка чудом выживает во младенчестве, живет простой туповатой жизнью, переняв правила нееврейской среды, влюбляется, пытается рассуждать и мечтать, и все это у нее получается диковато, неинтересно (хоть и понятно — почему), но интересно для стороннего наблюдателя — потому что ее примитивность и даже патологичность зафиксированы фантастически стильно (хоть этот эпитет не должно применять к серьезным драмам, но я его оставлю).

К чему это приводит и почему — писать не буду. К чему — не буду, чтоб не спойлерить (прочтите, развязка вас удивит), а почему — не буду, потому что тогда станет ясно, к чему это приводит.

"Надо понимать", — как любила повторять героиня Аллы Хемлин. На самом деле смутно чувствуя, но не понимая почти ничего. Собственно, от хорошего читателя, как мне кажется, примерно то же самое и требуется. А от хорошего писателя — требуется создать для этого непонимания хорошую платформу.