Фантазия с индийским оттенком

25 июля 2014
АВТОР
Артем Пудов

Магический реализм – современный литературный термин, так и не получивший однозначную характеристику. Критики и историки литературы, начиная с 20-х годов XX века, когда появилось это направление, относят к представителям магического реализма самых разных авторов, при этом устойчиво выделяя английскую "ветвь" этого жанра, главным образом Салмана Рушди и Анжелу Картер.

На Западе вышло немало исследований, посвящённых магическому реализму, в отличие от России, где значительные монографии по данному вопросу всё еще являются редкостью. По мнению писателя и теоретика магического реализма, латиноамериканца Алехо модернизма Карпентьера, обилие волшебства и смешение фантастического (мифологического) с реалистическим отличает латиноамериканский магический реализм от "мнимого" европейского. Тем не менее, постепенно направление все глубже проникает в самые разные культуры мира, становясь универсальным и привлекая новую читательскую аудиторию.

Выпуск нового издания раннего романа Салмана Рушди "Дети полуночи" (1980) стал большим событием для всех любителей интеллектуальной литературы. Трижды лауреат Букера, в том числе, за лучший роман за последние сорок лет существования премии (2008), "Дети полуночи" представляют собой историко-бытовое исследование жизни Индии и Пакистана XX века, обстоятельное и неспешное повествование. Сверхъестественные события происходят в книге Рушди как нечто само собой разумеющееся, а реализм тесно переплетен с волшебством и мистикой.

Повествование ведётся от лица Салема Синая, создающего подробное жизнеописание собственной семьи. Его дед Адам Азиз уже европеизирован, а бабушка Назим Гхани, наоборот, относится с презрением ко всем новшествам, включая фотографию и кинематограф. Мотив разности восприятия столь изменившегося мира, неоднозначность и современного, и архаичного быта проходит "красной нитью" по всему роману. Синай рождается в полночь 15 августа 1947 года, в момент, когда Индия получила независимость, но уже само его появление на свет окутано завесой тайны. Медсестра Мари Перейра, одержимая странным порывом, подменяет детей, и плотный, высокий Салем Синай оказывается в семье Ахмеда и Амины, а их настоящего ребенка, хулигана Шиву, воспитывает бедняк-музыкант Уи Уилли Уинки. Подрастая, Салем приобретает неожиданные сверхспособности: он начинает слышать голоса множества людей, вникать в их проблемы и изменять чужие судьбы. Салем Синай выясняет: он стал одним из тысячи Детей Полуночи, предвестников нового времени. Часть этих детей отличаются уродствами вроде бороды, но избранные, рожденные в первые минуты нового дня, напротив, обладают необычными качествами, способными изменить мир к лучшему. Синаю не удаётся объединить Детей Полуночи, ведь каждый из них настаивает на собственной исключительности, а многие удовлетворены текущим положением дел.

Значительную часть повествования занимают события, в течение долгих лет происходящие в семье Салема.Колоритные образы проходят через весь роман "Дети полуночи": неудачливый коммерсант Ахмед Синай, предпочитающий забытье алкоголя реальной жизни; его жена Амина (Мумтаз), вынужденная жить с нелюбимым человеком, всё время вспоминая первую любовь – революционного поэта; консервативная, жёсткая Достопочтенная Матушка (Назим) и ее муж Адам, обращающийся к религиозному фанатизму после тщетных попыток наладить отношения с женой. В романе Салмана Рушди явно прослеживаются фрейдистские мотивы. Главный герой, сидя в бельевой корзине, наблюдает запретную наготу собственной матери, потом влюбляется в собственную сестру, из неуклюжей девочки по прозвищу Мартышка превратившуюся в сладкоголосую Джамилю-Певунью.

Избыточный, метафорический стиль "Детей полуночи" с множеством ответвлений от основного сюжета предоставляет читателю возможность самому выбрать, как отнестись к произведению Салмана Рушди: просто бегло просмотреть основные действия романа или погрузиться в причудливый, фантасмагорический мир магического реализма.

Исторические перемены становятся важнейшим "ключом" к пониманию всей череды сомнений главного героя. Рушди вкладывает в уста Салему Синаю, во многом автобиографическому герою, такие слова:

"Я не хочу об этом рассказывать! – Но я поклялся рассказать обо всём. – Нет, отступаюсь, только не это, право же, есть вещи, которые лучше оставить?.. – Это пятно не моется, что нельзя вылечить, то нужно перетерпеть! – Но только не шепчущие стены, не измену, не "чик-чик", не женщин с грудями, избитыми до синяков? – Именно об этом ты и расскажешь. – Но как я могу, взгляни на меня, я распадаюсь на части, не согласуюсь сам с собой, болтаю-и-спорю, бешеный, растрескиваясь, теряя память – да, память валится в бездну и поглощается тьмою, остаются одни обрывки, ни один из них теперь не имеет смысла!"

Салман Рушди впоследствии напишет скандальные "Сатанинские стихи", эпический "Прощальный вздох мавра", романтическую "Флорентийскую чародейку" и ряд других произведений, включая автобиографию "Джозеф Антон". Открывая новые книги этого автора, никогда толком не знаешь, какие очередные сюрпризы приготовит хитроумный британец индийского происхождения, но в любом случае роман "Дети полуночи" можно отнести к числу наиболее удачных произведений магического реализма за всю историю этого направления.