"Успешная импровизация требует особого вида творчества"

23 июня 2013
ИЗДАНИЕ
АВТОР
Фуркат Палванзаде
Известный научный журналист Джона Лерер считает, что воображение не берется из ниоткуда, как привыкли думать многие. Напротив, оно напрямую связано с психологическими и даже физиологическими процессами, происходящими в человеческом организме. "Теории и практики" продолжают сотрудничество с издательством Corpus и публикуют отрывок из книги Лерера "Вообрази"— о внутренних механизмах импровизации. 
 
Есть нечто пугающее в том, чтобы дать себе волю. Это значит, мы будем ошибаться, откажемся от возможности совершенствования. Это значит, мы будем говорить то, что не собирались, и демонстрировать чувства, которые хотели бы скрыть. Это значит, мы будем на виду и не сможем полностью себя контролировать. 
 
Хотя эта спонтанность может пугать, она является и чрезвычайно ценным источником творчества. На самом деле благодаря процессу освобождения себя появились очень известные произведения современной культуры — от саксофонных соло Джона Колтрейна до растровой живописи Джексона Поллока. Игра Майлса Дэвиса на Kind of Blue — большая часть пластинки была записана с первого же дубля — и замысловатые шутки Ленни Брюса в Карнеги-холле. И хотя такому виду творчества всегда была свойственна таинственность, в настоящий момент мы вплотную приблизились к пониманию его устройства.