"Я медленно открыла эту дверь" Людмилы Голубкиной: личная версия XX века

12 февраля 2020
ИЗДАНИЕ

Олег Дорман помог ещё одному голосу ушедшей эпохи быть услышанным.

"Я медленно открыла эту дверь" – короткие мемуары простого и честного человека, бесценное свидетельство эпохи. Рецензия ReadRate. 

Режиссёр Олег Дорман – летописец уходящей натуры, он помогает быть услышанными голосам людей, которых "больше не делают". "Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана" был именно такой книгой. Его новый литературный проект посвящён Людмиле Голубкиной, важной фигуре в отечественном кино шестидесятых – восьмидесятых годов. Голубкина – талантливый и трудолюбивый киноредактор, а позже – первый в новые времена директор Высших сценарных и режиссёрских курсов, педагог, воспитавшая целую плеяду сегодняшних кинематографистов.

Заслуга Олега Дормана, ученика Голубкиной, в первую очередь в том, что он сделал её мемуары достоянием общественности. Эти записи вполне могли исчезнуть где-то в недрах столов и секретеров старых московских квартир, а ведь они – бесценное свидетельство века.

В своих воспоминаниях Людмила Голубкина рассказывает о детстве, жизни в предвоенной Москве и эвакуации, о родителях. Они жили вдвоём с мамой в простой коммуналке, а её отец – поэт В. Луговской – навсегда остался для Людмилы Владимировны недосягаемым идеалом, образцом мужчины и одновременно человеком со своими слабостями и пороками.

Голубкина ведёт потрясающе интересный рассказ о том, как расцветал кинематограф в период оттепели, какие там царили нравы и порядки. С любовью и деликатностью она говорит о друзьях и коллегах, важных деятелях кино и литературы. 

Хочется сказать так: это рассказ о жизни простого советского человека. Не звезды, не, пожалуй, легенды, а хорошего, совестливого, думающего, творческого, работящего, живого человека – редактора, женщины, матери. И в такой честной автобиографии исторического, документального, вообще человеческого смысла, вероятно, гораздо больше, чем в бесконечных художественных романах, пытающихся как-то описать и осмыслить ушедшую эпоху. 

Мемуары дополняет короткая повесть, давшая им название, а также зарисовки-воспоминания коллег, родных, друзей Голубкиной. Это чтобы ни у кого не осталось сомнений – она была простым человеком, но человеком значимым, умевшим любить и окружённым любовью.

"Людмила Владимировна Голубкина была одним из хранителей катакомбного добра – в жизни вообще и в области, где сохранять его было почти невозможно. Роль таких людей исключительна, как роль каких-нибудь клеток крови, несущих кислород, и столь же невидима свысока".

Олег Дорман, режиссёр